06.08.2020

Что такое STEAM-образование?

💪🏽 Начнём с того, что STEAM-обучение помогает сформировать взвешенный и рациональный подход ко всем жизненным вызовам

Присмотритесь внимательнее к ученикам первых и вторых классов любой начальной школы. Ничего не замечаете? Скорее всего нет. С виду это обычные дети. Но есть один важный момент: последние несколько лет школы учатся учить этих детей, основываясь на новом подходе.

В его основе – не механическое заучивание сухой теории в привычной системе координат «звонок для учителя». Вместо этого акцент смещается на практику: решение конкретных задач и изучения природных явлений в специализированных лабораториях, с помощью технологического оборудования и при поддержке педагога, который больше не является центральной фигурой на уроке и выступает в роли ментора для учащихся.

Такой подход известен под названием STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics), и сегодня его активно обсуждают многие из тех, кому не безразлична ситуация со школьным образованием.

💡 Такой подход готовит детей к тем профессиям, которых еще нет

Финансирование STEAM-обучение становится все больше. В конце прошлого года украинский Кабмин выделил более 800 млн гривен на создание STEM-лабораторий в отечественных школах. А топовые мировые компании, такие как Amazon и Google, направляют миллионы долларов на материально-технологический и методологический развитие этого направления.

И бизнес, и правительства не случайно заинтересованы в развитии STEAM-обучения. Такой подход не просто позволяет качественно осваивать естественные дисциплины и приобретать навыки и знания в области технологий. Он дает гораздо больше: готовит детей к тем профессиям, которых еще нет, к вызовам и требованиям будущего.

Давайте рассмотрим пять самых интересных навыков, которые помогает получить STEAM-образование.

1️⃣ Проектная работа

Так или иначе, вся жизнь состоит из решений конкретных задач в пределах различных проектов. И когда ученик проектирует, например, вертолет или пропеллерный автомобиль, осваивая, а потом наблюдая в действии базовые законы аэродинамики, он не только приобретает инженерные навыки. Такой подход учит решать конкретные задачи с заметным результатом, учитывая установленный ресурс. Иными словами: у вас есть пропеллер, деревянные палочки, скотч, резинки, пластик и скобки – сделайте из этого функционирующий механизм. Время пошло.

2️⃣ Командный дух

Продолжая тему проектной работы и решения конкретных задач, стоит отметить такую важную вещь как KPI – ключевые показатели эффективности. В эпоху мультизадачности все работодатели ставят перед сотрудниками высокие планки, достичь которых в одиночку просто невозможно. Одно из преимуществ STEAM-образования в том, что она помогает осознать важность и ценность работы в команде – участники которой набор необходимых компетенций, позволяет эффективно достигать целей.

Например, группе учеников нужно воссоздать процесс транспирации – движения воды через растение и ее испарения через листья. В такой ситуации действует команда: одни собирают конструкцию со штатива, колб, растения, необходимых приборов, планшетов и датчиков, другие – проводят замеры выделений влаги и следят за процессом, третьи – анализируют и делают выводы. С таким подходом ученики не только отработают модель выполнения будущих рабочих задач, но и освоят важны и востребованы soft skills: взаимоуважение и поддержку, понимание общей цели, самоорганизации и делегирования.

3️⃣ Управленческие навыки

Перечисленные выше качества и навыки, так называемые soft skills, помогают не только работать в команде, но и становиться лидерами, а впоследствии – хорошими менеджерами и управленцами. Самоорганизовуючись, подростки учатся распределять роли по своим умениями, а некоторые пробуют себя в качестве руководителей, поддерживая и мотивируя сверстников.

Компания Google выяснила, что «идеальные управленцы» позволяют своей команде делиться идеями, рисковать и делать ошибки, используют решения проблем как инструмент обучения, ориентированные на результат и не боятся «засучить рукава». Именно эти качества «в начальной версии» могут проявиться во время проведения STEAM-исследований.

4️⃣ Критическое мышление

Научные и инженерные проекты требуют высокой концентрации, умение выстраивать причинно-следственные связи и способности критически оценивать процесс и его результаты. Работа над ошибками и советы учителя-ментора помогают развить эти качества. Они побуждают учеников анализировать свою работу, находить слабые места и предлагать варианты улучшения – или находить способы избежать ошибок в дальнейшем. Такой подход помогает понять важность качественной реализации задач: дети взвешивают все «за» и «против» и прорабатывают лучшие пути решения.

5️⃣ Развитие предпринимательского духа

И наконец, последний навык – предпринимательский потенциал. Это не значит, что ученики непременно откроют свой бизнес, хотя и такое вполне возможно. Суть в том, что STEAM-обучение помогает сформировать взвешенный и рациональный подход ко всем жизненным вызовам.

По данным последних исследований, в 2019 году в Украине было 1 910 000 физлиц-предпринимателей – на 4% больше, чем в начале 2018-го. Уверен, что в будущем, когда нынешние школьники станут взрослыми, этот показатель кратно возрастет.

Недавно я принял участие в международной образовательной выставке GESS Dubai 2020. В центре всеобщего внимания были работы, VR-технологии, системы автоматизации и мультимедийные доски и стены. Это еще раз доказывает, что будущее во всех сферах жизни – за технологиями. Однако надо признать, что самыми успешными стендами были те, которые объединяли высокие технологии с современными дидактическими материалами. Приятно, что украинские производители были среди тех, кто вовремя уловил этот тренд. И поэтому важно продолжать работу в этом направлении и обучать школьников сверхпрофессиональным, социальным навыкам – ведь именно они и определят наше общество в технологическом будущем.