03.08.2020

Учиться интересно? Куда движется образование в мире

Дополненная и виртуальная реальность, роботизация и автоматизация, дистанционное образование и интернет вещей – это далеко не полный перечень того, с чем ассоциируется современный мировой подход к школьному образованию. Традиционное образование претерпевает значительные модификаций и изменений, и в этом можно убедиться, посетив различные профильные выставки.

С 25 по 27 февраля в Дубае прошла международная образовательная выставка Gess Dubai 2020 года, которая объединила более 12 000 представителей сферы Отрасли и 500 профильных компаний из 70 стран. От Украины также были представлены несколько компаний.

Михаил Калиткин, соучредитель компании-разработчика образовательных технологий ENSOF, которая участвовала в выставке, поделился с редакцией Mind своими впечатлениями и открытиями, а также рассказал о предстоящих сложностях и перспективах украинского и всемирного образования.

Представьте, что вы в большом павильоне международной выставки. Вокруг вас множество рядов с локациями и наработками образовательных методик и ИНСТРУМЕНТОВ из десятков стран, много роботов и автоматизированных систем, стендов с VR-технологиями, интерактивными досками, стенами и даже мультимедийными полами. Все мерцает и наполнено ярким светом и хорошим дизайном.

facebook.com/GESSDubai/

Сразу можно сделать вывод, что презентовать и «упаковывать» образование в мире умеют. А что именно представляют собой образовательные подходы и какие в целом выводы они помогли сделать, стало понятно после общения с участниками и гостями выставки:

Спрос на системный подход

В большинстве случаев представлены на выставке продукты и инструменты, которые способны помочь учителям только на одном уроке или в рамках решения одной задачи. То есть на выставке не было компаний, предоставляющих целостное и комплексное материально-методологическое решение для изучения одного предмета хотя бы на один учебный год.

Некоторые компании действовали по принципу «один набор – одна лабораторная работа». Они не понимали, что для соискателей продукции STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts and Mathematics) большее значение имеет возможность получить готовые решения, которые включают в себя возможность проведения нескольких, а в идеале многих исследований в течение всего семестра обучения. В мире есть существенный учительский запрос на системное оснащение классов для изучения точных дисциплин.

Востребованность решений в инклюзии

У учителей арабского мира и Африки возникает вопрос, имеющий особую важность, – инклюзивное образование. Их инклюзивное общество шагнуло еще дальше, чем это можно предположить. В их школах (как государственных, так и частных) уже достаточно много инклюзивных классов. Но при этом решения построения комплексной инклюзивной системы образования практически не существует и этим занимаются сами учителя. Поэтому стенды с надписью «Inclusion» вызвали большой интерес участников.

На выставке было только два стенда, содержащих понятия Special education needs (особые образовательные потребности). И одним из них было украинское решение. А значит, у нас в этом направлении есть перспективы, а миру, в целом, есть куда расти.

Сочетание традиционных и цифровых решений

Стоит отметить, что объединение soft- и hard-решений воедино для представленной украинской учебной продукции было логичным ходом процесса, но неожиданностью для зарубежных потребителей.

facebook.com/GESSDubai/

Сочетание анимации, цифровых измерительных устройств с дидактическими материалами в образовательном решении для привлечения учащихся младших классов в процессе обучения со STEAM-подходом – это то, что удовлетворяет учебные программы и запросы других стран.

Презентация – не демонстрация

Разработать цифровой продукт, например, измерительный датчик, требует многих усилий и требует десятков проведенных тестов. А все ради одного – измерения по заданным параметрам, что само по себе подразумевает демонстрационный подход к работе.

facebook.com/GESSDubai/

Многие компании-участники просто показывали свои датчики как обычный реквизит, который лежит в коробках без наглядного и практического применения, что очень странно и неэффективно. Ведь существует множество экспериментов, которые позволяют продемонстрировать работу измерительных устройств. Стоит задуматься, а нужно приезжать ради простого показа всего лишь их внешнего вида?

Инертность дисциплин vs технологическая дидактика

Важно понимать, что стандарты мирового и международного образования существуют в достаточно инертном состоянии, и они будут таковыми. Все точные дисциплины не меняются в методиках преподавания сами по себе так быстро, как меняются технологии, связанные с ними. Поэтому у учителей возникает вопрос, как же использовать эти технологии так, чтобы с их помощью доходчиво объяснить все необходимые природные законы.

VR-технологии помогают это наглядно и очень эффектно сделать, но они, по большому счету, являются лишь средством, что помогает отобразить и заинтересовать определенной информацией. Если же говорить о взаимосвязи с предметом обучения, пониманием его сути – здесь будут очень уместны представленные на выставке дидактические материалы. В них, как и в VR-технологий, общая цель – наглядно показать и просто объяснить сложные концепты и явления.

Но дидактика, в отличие от виртуальных технологий, дает возможность «прикоснуться к явлению», взаимодействовать с ним, а также использовать как инструмент игрового подхода к обучению, помогает привлечь и удержать внимание ученика.

Исходя из представленного ассортимента, способов представления и общей картины восприятия стендов компаний посетителями, можно выделить две общие тенденции в образовании, которые уже начали широко распространяться:

  1. Простота, ясность и игровая форма обучения

Большинство посетителей – учителя, и у них есть четкий запрос на простые, доступные и быстро применимы инструменты в системе образования. На выставке как раз были представлены стенды с дидактическими материалами, которые привлекали большое внимание не только учителей, но и представителей бизнеса и чиновников.

Сложные продукты, такие как VR-технологии, интересные и перспективные, но они не закрывают весь спектр задач в образовательном процессе, который ориентирован на широкую аудиторию и должен быть «массовым» в употреблении.

  1. Многофункциональность продукции

Образовательные компании делают акцент на производстве качественных продуктов в применении сразу нескольких категорий. Например, возьмем учебный штатив. Кроме того, что он должен быть безопасным и с отработанными деталями, он еще должен годиться для использования в различных странах, школах и для многих возрастных категорий, то есть быть многофункциональным.

В Украине – многообещающие перспективы в плане международного сотрудничества, ведь участие в таких крупных мероприятиях дает возможность представить потенциал украинских компаний на новом, более высоком уровне, где есть серьезные и конкуренция, и требования.

Значит, украинская система образования, как и профильные компании, которые разрабатывают технологии, только выиграют от получения качественного продукта и работы с рынками, где ценность образования на порядок выше.